(044) 594-41-42
(095)-283-88-88
(067)-506-16-04
(044) 594-41-42
(095)-283-88-88
(067)-506-16-04
РусскийEnglishУкраїнський
Главная страницаКарта сайтаКонтактная информация

Руперт Мердок

Руперт Мердок

 
Сфера деятельности: глава News Corporation
 
Год рождения: 1931
 
Страна: США/Великобритания/Австралия
 

Общая информация

Место рождения, образование. Кейт Руперт Мердок (Keith Rupert Murdoch) родился 11 марта 1931 года в Мельбурне. Его дед, бедный пресвитерианский священник, приехал в Австралию из Шотландии в 1884 году. Его сын Кейт Мердок (Keith Murdoch), отец Руперта, сделал карьеру в журналистике. Он начинал как репортер в мельбурнской газете The Age.

Во время Первой мировой войны Кейт приобрел широкую известность, освещая Галлипольскую операцию сил Антанты. Участвовал в создании Австралийской ассоциации журналистов (Australian Journalists Association), стал главным редактором газеты Sydney Morning Herald, затем возглавил издательскую группу The Herald and Weekly Times.

К моменту рождения Руперта семья Мердоков преуспевала, в 1933 году Кейт Мердок получил британское рыцарское звание.

Руперт и три его сестры воспитывались в Мельбурне и на принадлежавшем Мердокам овцеводческом ранчо. Когда Руперту исполнилось десять лет, его отправили в престижную англиканскую школу Гилонг (Geelong Church of England Grammar School). Застенчивый, физически слабый, не наделенный способностями к учебе, он постоянно подвергался давлению со стороны учителей и насмешкам сверстников.

По окончании школы Мердок отправился в Великобританию, где поступил в Вустерский колледж Оксфордского университета. В Оксфорде Мердок получил ученую степень магистра гуманитарных наук.

Карьера. В 1952 году, незадолго до окончания учебы, Руперт узнал о смерти отца. Хотя сэр Кейт руководил одной из крупнейших австралийских газетных корпораций, акций в личном владении у него было немного. К тому же, немалая часть имения ушла на выплату долгов и налога на наследство. В распоряжении семейства остались две захудалые газеты в городе Аделаида - The Adelaide News и Sunday Mail - и радиостанция в удаленном городке Брокен-Хилл. Решив продолжать дело отца, Руперт постарался получить журналистский опыт. Старый друг сэра Кейта, газетный магнат лорд Бивербрук (Lord Beaverbrook) предоставил ему место помощника редактора в лондонской Daily Express.

В 1953 году Руперт вернулся на родину, где стал руководить семейным бизнесом (предприятия Мердоков были консолидированы в компанию News Limited).

Первым делом, молодой наследник активно взялся за развитие убыточной The Adelaide News. Когда конкуренты попытались без лишнего шума выкупить у Мердока обе его газеты, тот опубликовал текст их предложения на первой полосе и сопроводил его гневной статьей против монополизма в прессе.

Вскоре он сам принялся скупать небольшие газеты в других городах. Первым приобретением в 1956 году стала Perth Sunday Times. В течение последующего десятилетия Мердок обзавелся изданиями по всей стране. Уже тогда критики упрекали издания Мердока в излишней "желтизне", за счет которой добилась процветания The Adelaide News.

Экспансия Мердока на австралийском рынке СМИ набирала силу. В 1960 году был куплен крупный сиднейский таблоид The Daily Mirror. Новый владелец реформировал газету в манере, которая впоследствии стала его визитной карточкой. The Daily Mirror превратилась в смесь криминальной хроники и публикаций эротического характера, что нашло немедленный отклик у массового читателя. В итоге конкурент газеты в Сиднее, местная The Sun пришла в упадок и выбыла из борьбы.

В 1964 году Мердок основал первую в Австралии общенациональную газету - The Australian. Издательский процесс был устроен таким образом, что печатные формы The Australian доставлялись из Канберры в Сидней самолетом. Бизнес Мердока вышел на общеавстралийский уровень, в его распоряжении оказались газеты, журналы и телевизионные каналы, общая стоимость которых к 1968 году достигла примерно 50 миллионов долларов США.

1968 год ознаменовался выходом империи Мердока за пределы австралийского континента. В Лондоне магнат смог на 20 миллионов долларов побить предложение своего конкурента Роберта Максвелла (Robert Maxwell) и выкупил у семейства Карр (Carr) еженедельный лондонский таблоид News of the World - самую продаваемую газету в Великобритании. В последующие сорок лет продажи News of the World сократились вдвое, но газета оставалась наиболее продаваемой в стране.

Годом позже была по бросовой цене куплена находившаяся в упадке лондонская The Sun (бывшая Daily Herald). Оказавшись в собственности Мердока, эта газета подверглась серьезнейшим преобразованиям и стала одним из наиболее ярких примеров его методов завоевания рынка.

На момент приобретения The Sun преимущественно ориентировалась на сторонников Лейбористской партии и демонстрировала претензии на интеллектуальность. Попав под власть Мердока, The Sun превратилась в массовый таблоид со стандартным для "желтой" прессы содержанием: секс, спорт и сенсации. При этом, поощряя массовые вкусы, газета пошла дальше конкурентов. Ключевым моментом стало начало постоянных публикаций на третьей полосе The Sun фотографий девушек с обнаженным бюстом .

Такая редакционная политика принесла ощутимые плоды: тиражи газеты росли, к 1977 году ее продажи достигли 3,8 миллиона экземпляров (по сравнению с 950 тысячами в 1969 году), а еще годом позже The Sun обогнала по объему продаж своего конкурента The Daily Mirror и с тех пор неизменно была самой продаваемой ежедневной газетой в Великобритании.

Несмотря на фривольные публикации, The Sun была весьма влиятельным изданием в сфере общественно-политической жизни. После приобретения газеты Мердоком ее политическая ориентация претерпела трансформацию. Если на всеобщих выборах 1970 года The Sun выступала в поддержку действующего премьер-министра, лейбориста Гарольда Вильсона (Harold Wilson), то после неожиданного поражения лейбористов газета стала поддерживать преемника Вильсона - консерватора Эдварда Хита (Edward Heath).

Трансформация завершилась к концу 1970-х годов: на выборах 1979 года The Sun активно поддержала лидера консерваторов Маргарет Тэтчер. В 1980-х годах газета оставалась наиболее громким рупором сторонников Тэтчер, в частности, в ходе войны на Фолклендских островах. На выборах 1983 и 1987 годов The Sun вновь способствовала победе Тэтчер, а сам Мердок поддерживал личные отношения с британской "железной леди".

В Австралии принадлежащие Мердоку СМИ к середине 1970-х годов стали важнейшей силой на политической сцене. В 1972 году медиамагнат поспособствовал избранию премьер-министра от лейбористов Гофа Уитлэма (Gough Whitlam), а уже в 1975 году активно ратовал за его отставку.

В 1976 году Мердок собственноручно написал сенсационную статью о Уитлэме: в публикации сообщалось, что экс-премьер мог быть лично причастен к коррупционным махинациям своих однопартийцев. Австралийские СМИ Мердока теперь преимущественно выступали с консервативных позиций, однако позднее они оказали поддержку еще двум премьерам-лейбористам: Бобу Хоуку (Bob Hawke) и Полу Китингу (Paul Keating).

В Великобритании следующим после The Sun приобретением Мердока стал таблоид The Daily Telegraph, который он в 1972 году выкупил у Фрэнка Пэккера (Frank Packer), а на следующий год австралиец сделал первый шаг на рынке США.

В 1973 году в городе Сан-Антонио (штат Техас) он приобрел две ежедневных газеты – San Antonio Express и San Antonio Evening News, которые позднее были объединены под названием San Antonio Express-News.

После этого Мердок пытался купить газету The Washington Star, но успеха не добился и решил основать новую газету для массового читателя. Так в 1974 году появился таблоид The National Star (позднее - просто The Star), получивший известность как источник "сенсационных" сообщений, к примеру - о направляющихся в Северную Америку полчищах африканских пчел-убийц.

В 1976 году Мердок рассматривал возможность запуска новой ежедневной газеты в Нью-Йорке или Бостоне, но в это время к нему обратилась с деловым предложением издатель Дороти Шифф (Dorothy Schiff) - она хотела продать австралийскому предпринимателю свою The New York Post. Мердок с готовностью пошел на переговоры; они продлились три недели, и за 30 миллионов долларов газета была куплена. После этого газета стала быстро набирать популярность. Одной из ее главных черт стала шокирующая криминальная хроника, публиковались материалы фривольного содержания. Для освещения светских сплетен была отведена особая полоса – "страница шесть".

На следующий год в Нью-Йорке была сделана еще одна покупка. Мердок приобрел компанию New York Magazine, издававшую одноименный журнал, а также газеты Village Voice и New West. Сделка прошла как недружественное поглощение. Основатель и главный редактор New York Magazine Клэй Фелкер (Clay Felker) тщетно пытался собрать средства, чтобы перебить предложение Мердока, не помогла и поддержка большинства сотрудников, которые в знак протеста ушли из журнала вместе со своим руководителем.

В 1977 году Мердок использовал The New York Post для поддержки одного из кандидатов в мэры города – прежде малопопулярного конгрессмена Эда Коха (Ed Koch). После победы Коха магнат был вознагражден: один из приближенных к нему юристов получил высокий пост в городской администрации, и, что более важно, австралиец заявил о себе как ключевой участник политической жизни Нью-Йорка.

К 1977 году основную часть империи Мердока составляла фирма Cruden Investments, названная в честь шотландского церковного прихода его деда. Cruden, находившейся в совместном владении самого Мердока, его матери и трех сестер, принадлежали 40 процентов акций News Ltd., которая, в свою очередь, контролировала предприятия в Австралии. News Ltd. же владела 48 процентами News International Ltd., контролировавшей британские предприятия. News International Ltd. и News Ltd. совместно владели 100 процентами активов Мердока в США.

В 1979 году все компании Мердока были консолидированы в мировую корпорацию News Corporation (News Corp.), в которой он занял пост генерального директора и члена совета директоров. Позднее, в 1991 году, он также стал председателем совета директоров.

В 1981 году Мердок в Великобритании купил компанию Times Newspapers, издателя газет The Times и The Sunday Times. При заключении сделки магнат гарантировал независимость редакционной политики этих изданий: для обеспечения гарантий был создан специальный наблюдательный комитет. Тем не менее, уже спустя год главный редактор Times Харольд Эванс (Harold Evans) заявил, что Мердок вмешивается в дела редакции, и ушел в отставку. О несоблюдении данных Мердоком гарантий свидетельствовали и другие бывшие сотрудники газеты.

Политика в области найма, которую проводил в Великобритании Мердок, превратила его в ненавистную фигуру для местных левых. Предприниматель не желал мириться с требованиями профсоюзов, и в 1986 году после модернизации печатного процесса уволил несколько тысяч сотрудников.

В США новым шагом в экспансии Мердока стало приобретение в 1985 году кинокомпании 20th Century Fox. Появление австралийца в Голливуде было встречено без особого интереса, а проведенную им сделку сочли бесперспективной авантюрой. Тем не менее, Мердоку, который предпочитал практически не вмешиваться в творческий процесс киностудии, удалось добиться возрождения 20th Century Fox.

Одной из целей Мердока было выйти на американский рынок телевидения. В соответствии с законодательством США, иностранцы не могли владеть телеканалами, и в 1985 году Мердок получил американское гражданство. После этого были приобретены региональные телеканалы, которые позднее были консолидированы в четвертую общенациональную телевизионную сеть США - Fox Broadcasting. Первоосновой этой корпорации послужила компания Metromedia, выкупленная Мердоком у Джона Клюге (John Kluge). В числе наиболее успешных продуктов Мердока в кино называли фильм "Титаник" (Titanic), а на телевидении - анимационный сериал "Симпсоны" (The Simpsons).

Американское законодательство запрещало компаниям владеть и телевизионными, и газетными источниками. После приобретения телеканалов Мердок пообещал соблюсти это правило и продать часть газетного бизнеса, но в последующий период использовал все возможности для обхода законодательства. Переломный момент наступил, когда против Мердока выступил видный политик-демократ, сенатор Эдвард Кеннеди (Edward Kennedy). Кеннеди, известный своими либеральными взглядами, подвергался активной травле со стороны газет Мердока, в частности The Boston Herald. В ответ сенатор совершил законодательный маневр, который вынудил Мердока в 1988 году продать его любимую The New York Post. Впрочем, газету удалось выкупить обратно в 1993 году.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов Мердок приступил к завоеванию телевизионного рынка Великобритании. В 1989 году в стране была запущена телекомпания Sky Television. После этого разгорелись дебаты о борьбе с монополизмом на британском медиарынке - и, в частности, о деятельности News International, то есть британской части империи Мердока. Одним из их инициаторов выступала корпорация British Satellite Broadcasting (BSB), которая намеревалась запустить конкурирующую со Sky сеть спутникового телевидения. Противостояние прекратилось уже на следующий год в результате слияния обеих компаний, которое привело к возникновению телевещательной корпорации British Sky Broadcasting (BSkyB). Она стала единственным спутниковым телевещателем страны, а основным ее совладельцем оказался Мердок.

BSkyB впоследствии стала лидером британского рынка платного телевидения - число ее зрителей достигло 8 миллионов. Одной из главных причин успеха компании стало приобретение ей прав на трансляцию матчей британской футбольной премьер-лиги. То, как телевидение Мердока освещало спорт, вызывало недовольство многих британцев, которое лишь усилилось в 1998 году. Тогда выяснилось, что BSkyB предложила 623 миллиона фунтов стерлингов, то есть примерно миллиард долларов США, за один из ведущих британских футбольных клубов - Manchester United. Впрочем, сделка не состоялась: в 1999 году британское правительство заблокировало ее по рекомендации государственной Комиссии по монополиям и поглощениям. Чиновники сочли, что продажа клуба BSkyB могла бы нарушить свободу конкуренции в области профессионального спорта и его освещения в СМИ.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов империя Мердока продолжала развиваться по нескольким различным направлениям. В 1987 году он приобрел британскую газету Today, но в 1995 году она закрылась. В 1987 и 1989 годах были куплены два американских книжных издательства: Harper & Row и Collins. Они были объединены в компанию HarperCollins. В 1993 году Мердок создал новую телекомпанию Star TV, вещающую в Азии. В 1994 году Star TV прекратила транслировать передачи BBC News: причиной послужило недовольство властей Китая, вызванное репортажами этой британской компании.

В 1993 году Мердок прибег к новой тактике развития своих британских газет, относящихся к классу "качественных", главным образом The Times. Цена на эту газету была снижена в полтора раза, что быстро увеличило ее продажи на 40 процентов и позволило обойти конкурента - The Independent.

В 1995 году Мердок финансировал создание американского неоконсервативного журнала The Weekly Standart.

В 1996 году в США Мердок запустил новый информационный телеканал Fox News. Руководителем канала стал бывший политический стратег Республиканской партии Роджер Эйлс (Roger Ailes). Fox News был призван бороться с тем, что Мердок считал либеральной ангажированностью большинства американских СМИ. За магнатом еще больше укрепилась репутация консерватора.

Бизнес-империя Мердока в 2000-е годы продолжала расти. В его распоряжении находились телеканалы, кинокомпании, книжные издательства, сети кабельного и спутникового телевидения, журналы и газеты в США, Австралии, Европе, Латинской Америке, Азии и Тихоокеанском регионе.

В 2003 году Мердок приобрел часть акций крупнейшей американской спутниковой телевизионной сети DirecTV, но четырьмя годами позже согласился уступить свою долю в этой корпорации Джону Малоуну (John Malone) - в обмен на принадлежавшие Малоуну акции News Corp.

Осенью 2003 года в Конгрессе США рассматривался законопроект, который запрещал компаниям владеть местными телеканалами, охватывающими более 35 процентов американских домов. Телесеть Fox к тому времени почти достигла 39 процентов, и Мердоку пришлось задействовать все силы сотрудничавших с ним лоббистов для урегулирования ситуации. В итоге предельный показатель удалось поднять до 39 процентов.

Мердок одним из первых он проявил интерес к возможностям цифрового телевидения. Значительные усилия были посвящены развитию сетевых версий принадлежавших Мердоку британских и австралийских газет, а также его кинематографическим и телевизионным проектам в США. В 2005 году за 580 миллионов долларов была приобретена популярная социальная сеть MySpace.

Весной 2007 года Мердок в очередной раз громко заявил о себе: его корпорация намерилась приобрести компанию Dow Jones & Co, издателя ведущей деловой газеты The Wall Street Journal (WSJ). Как отмечалось в прессе, это издание давно привлекло внимание Мердока. Еще в 1977 году, когда он только-только успел заявить о себе в США, он называл WSJ американской газетой, вызывавшей у него наибольшее уважение, а в 1980-х годах он начал рассматривать возможность приобретения этой газеты.

17 апреля 2007 года News Corp. Мердока предложила выкупить активы Dow Jones за 5 миллиардов долларов США. Общественности стало известно об этом предложении 1 мая. Семья Бэнкрофт (Bancroft), в распоряжении которой находилось более 60 процентов голосов в совете акционеров Dow Jones, поначалу отвергла сделку, но затем согласилась рассмотреть возможность продажи компании.

17 июля 2007 года совет директоров Dow Jones рекомендовал акционерам принять предложение Мердока. 23 июля Бэнкрофты провели встречу, по результатам которой часть семьи, контролирующая 32 процента голосов в совете акционеров, 31 июля согласилась уступить свои акции News Corp. Позднее в тот же день сделка была одобрена советом директоров Dow Jones и The Wall Street Journal официально сообщила о продаже Dow Jones Мердоку.

Скандалы. В 1959 году Мердок получил широкую известность в ходе скандального процесса над молодым австралийским аборигеном Рупертом Максом Стюартом (Rupert Max Stuart). Стюарт признал себя виновным в изнасиловании и убийстве девятилетней белой девочки Мэри Олив Хэттам (Mary Olive Hattam) и был приговорен к смертной казни.

После этого была развернута общественная кампания за оправдание Стюарта, главные роли в которой играли Мэрдок и редактор The Adelaide News Роан Ривет (Rohan Rivett). Критики судебного решения утверждали, что связно изложенное хорошим литературным языком признание не могло быть сделано неграмотным Стюартом: обвинение при этом настаивало, что текст дословно воспроизводил слова подсудимого. Сам Стюарт стал утверждать, что признание было подписано под давлением.

Для расследования ситуации была назначена специальная королевская комиссия. Смертную казнь Стюарту заменили на тюремное заключение, а позднее, в 1972 году, досрочно освободили, но оправдан он так и не был.

Мердок и его компания за публикации в ходе процесса были обвинены в распространении пасквилей, подстрекающих к мятежу, но в конечном счете им удалось добиться оправдания. Стюарт, освободившись из тюрьмы, стал уважаемым племенным старейшиной. В 2002 году история процесса над Стюартом и кампании, которую провел в его защиту Мердок, легла в основу австралийского кинофильма "Черное и белое" (Black and White).
 
Взгляды и оценки. Юный Мердок попытался найти себя в политическом радикализме: в школе его даже наградили прозвищем "Красный Руперт" (Red Rupert).

В студенческие годы поддерживал Лейбористскую партию. За участие в предвыборной агитации его исключили из студенческого политического клуба. В прессе сообщалось, что в своей комнате он держал бюст Владимира Ленина.

Хотя после натурализации в США Мердок не примкнул ни к одной из партий, личные воззрения роднили его с консервативными республиканцами: он выступал против высоких налогов и государственных расходов, против влияния профсоюзов и за сильную оборонную политику. Именно Республиканскую партию преимущественно поддерживали подконтрольные Мердоку СМИ. Если президент Рональд Рейган пользовался всецелой поддержкой Мердока, то к его преемнику Джорджу Бушу-старшему предприниматель отнесся более настороженно, так как Буш выступал за увеличение налогов.

После терактов 11 сентября 2001 года СМИ Мердока неизменно отстаивали политику "войны против террора", проводимую администрацией Джорджа Буша-младшего, а с 2002 года вели агитацию за военную операцию против Ирака. Критики отмечали, что для агитации в пользу войны Мердок стал использовать все входящие в его империю издания (их число к тому моменту превысило 175).

В феврале 2003 года, незадолго до начала вторжения, Мердок выразил полное одобрение политики Буша. Медиамагнат открыто связал необходимость военной операции с доступом к иракской нефти - по его мнению, свержение режима Саддама Хусейна привело бы к снижению мировых цен на этот энергоноситель.

Тем не менее, в этот период ориентация магната на республиканцев уже становилась менее однозначной. Хотя ранее, в период президентства демократа Билла Клинтона сам Клинтон и его супруга Хиллари подвергались жесткому высмеиванию в принадлежащих Мердоку СМИ.

Отношения Мердока с политическими силами не были неизменными и в Великобритании. Перед выборами 1992 года его издания, в особенности The Sun, ожесточенно критиковали лидера лейбористов Нила Киннока (Neil Kinnock) и немало помогли успеху преемника Тэтчер, нового главы Консервативной партии Джона Мейджора (John Major). После победы консерваторов The Sun на первой полосе объявила, что именно она решила исход выборов (It Was The Sun Wot Won It).

Новому поколению лейбористов во главе с Тони Блэром пришлось сделать все возможное, чтобы нейтрализовать пропагандистский потенциал таблоидов Мердока, и в 1994-1995 годах новое партийное руководство принялось налаживать контакты с News Corp. "Новые лейбористы" вполне преуспели: на выборах 1997, а затем и 2001 года The Sun и News of the World выступили в поддержку Блэра.

С приближением всеобщих выборов 2005 года наблюдатели отмечали, что отношение The Sun к Блэру стало более критическим и газета может склониться в пользу лидера консерваторов Майкла Говарда (Michael Howard). Тем не менее, премьер постарался в очередной раз укрепить дружественные отношения с Мердоком, и вновь воспользовался поддержкой ведущего британского таблоида и большинства других подконтрольных Мердоку СМИ.

И все же, в 2005 году поддержка Блэра со стороны The Sun уже выглядела не такой безоговорочной, как прежде.

Семья. Руперт Мердок был неоднократно женат. Его первый брак с Патрисией Букер (Patricia Booker) продлился с 1956 по 1960 год и был официально расторгнут в 1967 году. От этого брака у Мердока есть дочь Пруденс (Prudence).

В 1967 году он женился на одной из своих подчиненных, репортере Sydney Daily Mirror Анне Торв (Anna Torv). У них родились трое детей: дочь Элизабет (Elisabeth) и два сына – Лахлан (Lachlan) и Джеймс (James). В 1999 году Анна Мердок узнала о романе супруга с сотрудницей руководства Star TV Венди Денг (Wendi Deng). В ходе бракоразводного процесса Анне удалось отсудить у мужа 1,7 миллиарда долларов в акциях и 110 миллионов наличными.

После развода Мердок в том же 1999 году женился на Денг, которая впоследствии родила ему двух дочерей.

Трое детей Мердока – Элизабет, Лахлан и Джеймс – занимали в империи News Corp. различные руководящие посты. Элизабет и Лахлан позднее покинули бизнес отца, и его наиболее вероятным преемником стал Джеймс, который был генеральным директором BskyB.

Справка о доходах

К 2008 году личное состояние Мердока достигло 8,3 миллиардов долларов США. С этим показателем он занял 109-е место в традиционном рейтинге богатейших людей планеты, составленным журналом Forbes.

Стоимость бизнеса Мердока эксперты оценивали в 68 миллиардов долларов США.